Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу
Сегодня большинство владельцев автомобилей с турбированными двигателями наслаждаются скоростной ездой. Благодаря турбокомпрессору, показатель мощности возрастает на 30%, а в некоторых случаях даже на 40%. Однако, как и любой другой механизм, турбина со временем подвержена износу, и отсрочка ремонта может привести к серьезным проблемам, включая поломку двигателя. В этой статье мы поделимся информацией о причинах возникновения неполадок, способах их предотвращения, этапах ремонта и местах, где можно отремонтировать турбину.
Турбокомпрессор, который служит для сжатия и нагнетания воздуха в цилиндры двигателя, может сломаться по нескольким причинам. Рабочая температура бензиновой турбины выше на 200 градусов, чем дизельной, поэтому для ее изготовления используются сплавы большей жаропрочности. Турбокомпрессор устанавливают на обеих типах двигателей в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой.
Несмотря на то, что турбокомпрессор является достаточно надежным устройством, он выходит из строя раньше, чем другие части двигателя. Это связано с тем, что бесперебойная работа турбины сильно зависит от исправности всех систем автомобиля. При вращении до 250 000 оборотов в минуту и температуре до 1000 градусов он нуждается в безупречной работе систем охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, системы вентиляции картерных газов.
Одной из причин поломки турбокомпрессора является некачественное или загрязненное масло. В процессе работы масло очень сильно загрязняется сажей от сгорания топлива. Если двигатель при 5000 оборотах в минуту еще может кратковременно «пережить» грязное масло, то для турбокомпрессора это неизбежная «смерть». Вал и подшипники при вращении испытывают значительную нагрузку, и любая твердая частица оставляет царапины. Для турбированных двигателей необходимо приобретать специальное моторное масло высокого качества, которое создаст хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, исключив сухое трение и повышенный износ.
Еще одна причина поломки турбокомпрессора – недостаточное количество масла. При уменьшении проходимости масла через турбину резко повышается температура внутри корпуса, масло начинает сворачиваться, что приводит к закоксовыванию внутренних лопаток турбины и трубок подачи и слива масла. Это может происходить по причине неисправности масляного насоса, деформации трубок подачи и слива или при недостаточном количестве масла в двигателе.
Третьей причиной поломки является попадание инородных частиц в процессе всасывания компрессорным колесом воздуха в турбину. Это приводит к постепенной деформации и стачиванию лопастей крыльчатки. Поэтому необходима регулярная и своевременная замена воздушного фильтра. Крыльчатка также может засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Такое воздействие оставляет трещины на коллекторе, приводит к дисбалансу ротора, в этом случае отремонтировать турбину двигателя уже практически невозможно.
С другой стороны, засорение выхлопной системы также может быть причиной быстрого износа подшипника турбокомпрессора. Уставшие катализаторы и фильтры уменьшают выхлоп, создают неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и способствуют износу подшипников за короткое время. Их замену нужно проводить каждые 150 000 км.
Необходимо понимать, что для бесперебойной работы турбокомпрессора необходимо соблюдение условий эксплуатации. Он очень «любит» масло, поэтому большие интервалы между заменами масла могут быть опасны для его работоспособности. Также влияние на турбокомпрессор оказывают так называемые «холодные запуски», когда перед движением автомобиля двигатель не успевает достаточно прогреться и масло не попадает в необходимых количествах на детали турбокомпрессора. Следуя этим рекомендациям, можно значительно увеличить срок службы турбокомпрессора.
Статья: Как отремонтировать турбину: этапы процесса
Несправность турбокомпрессора может проявляться через увеличенный расход масла, посторонние шумы, «нездоровый» черный выхлоп и снижение производительности двигателя. Ремонт такой неисправности может быть крайне сложным. Решением этой проблемы может стать обращение в квалифицированный автосервис, где будет проведена комплексная диагностика и ремонт турбины.
Процесс ремонта бензиновых турбин состоит из нескольких этапов. Сначала проводится полная компьютерная диагностика электронных узлов автомобиля для выявления ошибок и кодов неисправности от датчиков. Затем производится осмотр турбины для проверки её целостности и выявления наличия осевого люфта и потери масла. Далее следует демонтаж и разборка турбокомпрессора и проведение визуальной дефектовки.
После разборки турбина отправляется на чистку, которая проходит несколько этапов. Сначала она отмывается в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне для удаления масляных отложений и выявления трещин, после чего неповрежденные детали отправляют на обработку в пескоструйную камеру. В результате очистки проводится полировка деталей.
Затем производится сборка турбокомпрессора. При необходимости вышедшие из строя детали заменяют на новые. Следующий этап – балансировка. Первым балансируется ротор, затем ротор с колесом, и в последнюю очередь сам картридж.
После сборки турбина отправляется на тестирование на специализированных стендах. Тестирование происходит при вращении турбокомпрессора до 180 000 оборотов в минуту при одновременной подаче масла под давлением. На этом этапе происходит выявление остаточного дисбаланса ротора.
Затем проводится анализ состояния актуаторов с помощью прибора-тестера. После этого отремонтированную турбину устанавливают на автомобиль и проверяют патрубки, а также интеркулер на герметичность с помощью дымогенератора. В процессе ремонта турбин дизельных двигателей проводится аналогичная процедура с сажевым фильтром.
Однако, причиной неисправности турбокомпрессора может также стать неисправность катализатора. Как правило, это происходит из-за его засорения продуктами переработки топлива. В случае выхода из строя катализатора его можно заменить на новый, однако такой процесс является очень дорогостоящим. Для более доступного решения проблемы можно удалить агрегат и перепрошить блок управления двигателем. Таким же образом могут быть устранены и проблемы с клапаном ЕГР, который также подвержен засорению.
Важно помнить, что на всех этапах ремонта турбокомпрессора необходимо соблюдать идеальную чистоту, так как даже мельчайшие частицы грязи могут привести к быстрому износу запчастей. В свою очередь, своевременные меры по уходу за катализатором, сажевым фильтром и клапаном ЕГР значительно продлят срок службы турбокомпрессора и предотвратят большинство возможных причин поломки.
Способен ли обычный автовладелец самостоятельно устранить неполадки в работе турбокомпрессора? Этот вопрос волнует многих автомобилистов. Некоторые считают, что для ремонта турбины нет необходимости обращаться в профильные сервисы и соответствующие мастерские. Есть возможность восстановления турбокомпрессора на своей территории. Для этого нужны элементарные знания автосервиса.
Важно понимать, что грамотное устранение неисправностей начинается с их обнаружения. Однако, без специального оборудования трудно предвидеть последствия своей работы. Ситуация может быстро выйти из-под контроля, и "домашний" ремонт превратится в вложение гораздо большей суммы денег.
Процесс обычного ремонта включает следующие этапы: демонтаж турбины, разборку, очистку, визуальную осмотр деталей, замену необходимых компонентов, сборку и монтаж. Конечно, можно справиться самостоятельно, но только в некоторых случаях. Например, если неполадка заключается в загрязнении и закоксовке деталей, то самостоятельное вмешательство может оказаться успешным.
Стоит учитывать, что при сборке без специализированного стенда, можно допустить ошибки в балансировке ротора и картриджа. Не менее важным является проведение компьютерной диагностики для точности определения общей картины неполадок.
Водитель, решивший перехватить инициативу и починить турбокомпрессор самостоятельно, должен тщательно взвесить все риски и сравнить с необходимостью затрат на ремонт у профессионалов. Неправильно собранная турбина может причинить значительный ущерб двигателю, даже до того, как последний выйдет из строя. Важно учесть, что даже имея хорошие знания в автомеханике, можно допустить ошибку, которая повлечет за собой еще большие неприятности.
К таким серьезным недостаткам можно добавить- отсутствие гарантий и высокий риск повреждения двигателя. Поэтому, оптимальным вариантом остается доверить автомобиль профессионалам. Лучше обратиться в сертифицированные автомастерские и избежать риска нанести ненужный вред собственному автомобилю.
Фото: freepik.com