Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Ассоциация специализированных организаций (АСО) является надежным помощником для тех, кто хочет быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Она успешно объединила проекты, которые сделали систему закупок понятной и прозрачной.

Если ваша компания нуждается в банковской гарантии для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства, вы можете обратиться в АСО для получения решения по данному вопросу.

Тендерный кредит – это возможность для компании участвовать сразу в нескольких тендерах или аукционах. Данный кредит не привлекает собственные оборотные средства, что является одним из плюсов такого финансового инструмента.

Кредит под акты выполненных работ поможет вам избежать срыва выполнения обязательств со стороны исполнителя в случае задержек выплат со стороны заказчика. Как получить такой кредит, можно узнать в АСО.

Брокерские компании могут предоставить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку. Если вам нужно оценить свои возможности, то обратитесь к брокерам.

Начальная максимальная цена контракта должна быть экономически выгодной для поставщика и заказчика. Как правильно рассчитать эту цену? Эксперт в области контрактной системы, Дружинин Михаил Дамирович, президент АСО, ответит на этот и другие вопросы в своем интервью. Миссия АСО заключается в том, чтобы сделать госзаказ конкурентным и эффективным, и это объединение является единственным в России, которое работает в этом направлении.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», термин «начальная максимальная цена контракта» (НМЦК) и его значения являются одними из ключевых моментов законодательства. Тем не менее, по-прежнему существует масса недопонимания в отношении этого понятия.

Термин, используемый в Законе о контрактной системе, в первую очередь отражает временной ориентир для цены контракта: она «начальная», т.е. первичная, все последующие цены будут вторичными. Категория «максимальная» же определяет верхнюю границу стоимости, выше которой заказчик принять цену на товар или услугу не может. НМЦК должен дополнительно:

  • объективно отражать стоимость продукции;
  • соответствовать функционально-техническим особенностям объекта продажи;
  • учитывать потенциальные и реальные риски изменения цен;
  • являться источником экономической выгоды как для заказчика, так и для поставщика.

Необходимо особо отметить, что правильный расчет НМЦК играет ключевую роль в закупочной деятельности: на этот параметр влияют объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются порядок и способ реализации антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, выбирается способ закупки.

Расчет НМЦК возлагается на заказчика в соответствии с законом, и для этого предусмотрено пять разных методик. Руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, заказчики применяют эти методы. Тем не менее, практика показывает, что наличие разъясняющих документов не всегда способствует решению проблемы НМЦК, поскольку ее необходимо определить и обосновать. Эти аспекты являются совершенно разными вещами.

Вы имеете какие-либо доказательства успешной реализации теории на практике? Существуют ли проекты внедрения экспертизы, показавшие себя с лучшей стороны?

Результативность использования экспертизы НМЦК проиллюстрирована на примере работы ГБУ «Городское агентство по управлению инвестициями». Взяв на вооружение обязательную экспертизу НМЦК перед опубликованием уведомления о проведении конкурса, бюджет Москвы заметно сократился. По состоянию на 31 января 2018 года, данной организацией было подготовлено 125 заключений, оценившихся в 14,89 миллиона рублей. Уменьшение НМЦК оценивается в 1,152 миллиарда рублей, то есть, 8 % от общей суммы. Организация также выдала 25 заключений на сумму 400,485 миллиона рублей, соответственно, уменьшение НМЦД составило 45,775 миллионов рублей или приблизительно 9% от общей стоимости, в рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно прогнозам, закупки недалекого будущего будут иметь следующую форму: контрактный специалист выбирает код товара, который автоматически рассчитывает необходимый минимальный контрактный цену, формируется техническое задание, и все это отправляется для публикации на электронной торговой площадке. Это означает, что искусственный интеллект станет частью сферы государственных закупок.

В чем особенность различия между обоснованием и определением НМЦК?

Согласно Закону о контрактной системе, НМЦК определяется и обосновывается заказчиком на основе метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного метода. Определение НМЦК предполагает расчет путем применения соответствующего метода. Обоснование НМЦК является обязательным элементом обоснования закупки в целом и подтверждает соответствие запланированной закупки целям, обозначенным в нормативно-правовых актах и документах органов исполнительной власти.

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 555, определяют порядок и форму обоснования закупок.

Данные правила включают таблицу из десяти столбцов для обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок. В этой таблице представлены следующие данные: цифровое выражение НМЦК, наименование метода ее определения и обоснования, обоснование невозможности использования других методов в рамках данной закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, способ определения поставщика, обоснование выбранного способа и дополнительные требования к участникам закупки, если они существуют.

Важно учитывать то, что Счетная палата Российской Федерации контролирует обоснованность каждой закупки, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Нарушение правил этой сферы может привести к административной ответственности.

Вопрос обоснования необходимости НМЦК является одним из важнейших в контрактной системе. Для решения этого вопроса существует несколько методов, которые определены Федеральным законом.

Основным приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен. Для определения НМЦК заказчик изучает рынок с целью определения средней рыночной цены и рассчитывает НМЦК на основе полученных данных и предложенной формулы. Однако, как показывает практика, этот метод не всегда является оптимальным для формирования цены, так как ценовые предложения могут не соответствовать реалиям, а методика предполагает использование индексов и коэффициентов пересчета цен, что не всегда справедливо.

Помимо этого, существуют иные методы, которые используются в случаях, указанных в частях 7–11 статьи 22 Закона о контрактной системе, а также другие эффективные методы, которые можно использовать при наличии обоснования.

Нормативный метод и тарифный метод используются в зависимости от типа товара, работы или услуги. При использовании нормативного метода НМЦК определяется на основе предельной цены на определенные типы товаров, работ и услуг. При использовании тарифного метода НМЦК формируется из прямых и косвенных расходов на товар или услугу и «обычной для данной сферы прибыли». Однако, использование этих методов может привести к уклонению от проведения конкурса или получению услуг низкого качества.

Затратный метод является наименее приоритетным. Так как в НМЦК могут включаться необоснованные дополнительные затраты, а понятие «обычная прибыль» может различаться.

В целом, использование любого из этих методов вызывает множество вопросов, и правильно рассчитать НМЦК без системных знаний невозможно. Поэтому очень важно обучать контрактных специалистов и систематизировать закупочную деятельность в целом. Настоятельно рекомендуется создать в рамках структуры государственных и муниципальных заказчиков Департамент контроля цен и последующей последовательной организации его работы.

Как получить информацию для определения и обоснования НМЦК? В принципе, сделать это можно с помощью индивидуальных запросов и общедоступных источников.

При использовании метода анализа рынка необходимо направить как минимум пять запросов различным поставщикам, которые доступны в сети Интернет и имеют опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет. Кроме этого, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru и в печатных изданиях.

Также стоит обратить внимание на Реестр контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Кроме этого, нелишним будет использовать информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах, описаниях товаров.

Котировки на российских и иностранных биржах и электронных площадках, данные государственной статистической отчетности, официальные источники информации госорганов и муниципалитетов, а также данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка также могут быть полезны при получении информации для определения и обоснования НМЦК.

Существует ли определенная методика для оформления обоснования НМЦК? Воспользуемся Методическими рекомендациями, определенными Приложением №1, принятых приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. Тем не менее, в этой форме практически не учитываются некоторые нюансы. Как следствие, оформление обоснования обычно производится в свободной форме, а однако, необходимо указать следующее:

  • Основные характеристики объекта закупки;
  • Расшифровка используемых методов выбора;
  • Реквизиты документов, использовавшихся для расчета;
  • Сам расчет;
  • Дата подготовки обоснования.

Как правило, обоснование не включает информацию о поставщиках, предоставивших информацию для расчета. Использованные источники данных и справочная информация являются приложением к форме обоснования и должны храниться вместе с другими документами о государственной закупке.

Вопрос о том, что может привести к некорректному определению стоимости НМЦК, является актуальным для множества экспертов. Примеры такой некорректности можно найти в практиках Федеральной Антимонопольной Службы РФ и Счетной Палаты государства. Обычно, основаниями для неправильного определения стоимости НМЦК служат следующие факторы:

  • Ошибки в расчетах, которые могут привести к неправильной трактовке положений методических рекомендаций;
  • Проблема недостаточности обоснования, когда отсутствует необходимая подтверждающая документация или полученная информация неполна;
  • Ошибки в проведении анализа рынка, такие как неполноценный анализ рынка, использование «среднерыночных» показателей без реального анализа и прочее.

Таким образом, определение стоимости НМЦК может быть некорректным в случае наличия вышеперечисленных факторов, что может сильно повлиять на решения в области регулирования цен на определенные товары и услуги.

Существуют ли какие-либо способы регулирования процесса формирования НМЦК, чтобы избежать завышения и занижения цен? Это вопрос, который волнует многих. Работая на рынке государственных закупок, мы хорошо понимаем, насколько трудно в нем ориентироваться. Если не иметь глубоких знаний в области законодательства и практики государственных закупок, то создание эффективной рабочей схемы превращается в невозможную задачу. Именно по этой причине мы сейчас занимаемся проектом "Экспертиза НМЦК", ориентированным прежде всего на субъектов федерации, министерства, концерны и крупные предприятия - это те участники, которые принимают участие в процессе распределения государственных средств. Реализация этого проекта обеспечит эффективное планирование бюджета, экономное расходование средств, неангажированный контроль и 'справедливое' ценообразование на всех уровнях. В итоге это приведет к благоприятным экономическим и инвестиционным результатам, как на уровне региона, так и на уровне предприятий.

Расскажите, что из себя представляет проект "Экспертиза НМЦК".

Проект "Экспертиза НМЦК" ориентирован на решение вопросов экономической эффективности деятельности распорядителей бюджетных средств. Основу проекта составляет независимый Департамент контроля ценообразования (ДКЦ). Для начала внедрения проекта проводится анализ закупочной деятельности организации-заказчика, а также ее аудит. Полученные данные используются для формирования структуры ДКЦ. Также в рамках проекта разработывается нормативная документация и методологии расчета и обоснования цены, а также проводится поиск и обучение персонала. Кроме того, внедряется IT-платформа для упрощения работы Департамента.

Компания, которая занимается проектом "Экспертиза НМЦК", готова взять на себя организацию всех этапов проекта, включая финансовое обоснование проекта, адаптационные и сопроводительные работы на этапе функционирования Департамента.

Каковы этапы, которые включены в проект, и какую роль они играют?

Основным элементом данного проекта является создание Департамента контроля ценообразования. Эксперты, занятые на этой позиции, подвергают тщательному анализу все детали закупочной деятельности субъекта. Они проверяют такие аспекты, как выбор НМЦК, точность калькуляции, используемые сметные нормативы и удорожающие коэффициенты, учет затрат и налогов и другие важные параметры, связанные с закупками. Кроме того, они анализируют прошлый опыт и учитывают его при подготовке новых проектов.

На основе полученных данных создается ДКЦ, который будет использоваться для формирования правильной цены на предметы закупки. Чтобы обучить сотрудников, разработаны комплексные программы обучения разного типа. Они могут быть реализованы на территории заказчика, нашей территории в Москве или дистанционно.

Кроме того, проект предлагает услугу консалтинга по сложным и нетипичным задачам. В этой ситуации на помощь приходят эксперты-ценовики разных профилей, которые могут обеспечить нужную помощь в расчетах и обоснованиях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *