Как увеличить сроки хранения продуктов питания?

Как увеличить сроки хранения продуктов питания?

Как известно, наиболее вкусные овощи и фрукты выращиваются на своих грядках, а молоко гораздо вкуснее, если оно только что было дойное. Сметана и масло, приготовленные любящей бабушкой, тоже несравненны во вкусе. К сожалению, в нашей современной жизни мы не можем каждый день ездить к фермерам для свежих продуктов или ездить в деревню к родственникам. Но это не значит, что мы обречены на употребление некачественных продуктов.

При использовании правильной упаковки можно продлить срок хранения продуктов, сохранить их вкус и привлекательный внешний вид, включая молочные, мясные и другие товары. Именно правильный выбор упаковочного материала и технологии пакования является ключом к успеху в продаже, а значит - прибыле бизнеса в целом.

Хранение пищевых продуктов должно соответствовать требованиям и нормам, содержащимся в соответствующих нормативных документах. Одними из основополагающих документов являются "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и "О безопасности пищевой продукции". Также, есть нормы хранения и сроки годности для каждой категории продуктов, которые определены в отраслевых технических регламентах и ГОСТах.

Однако, отечественная нормативная база не является идеальной. Документы устанавливают различные сроки годности и условия хранения для одного и того же товара, что усложняет его хранение, транспортировку и реализацию.

Факторы, которые влияют на срок хранения продуктов питания, являются однозначными: это температура, влажность, световой режим и товарное соседство. При хранении продуктов питания при более низких температурах, продукт сохраняет свои свойства на дольший срок. Также оптимальные показатели влажности зависят от содержания в продукте воды. Например, свежие овощи и плоды должны храниться в условиях 85-95%-ной влажности, а для муки и других сухих продуктов будет достаточно поддерживать влажность на уровне 65-75%. Необработанные (сырые) продукты, а также продукты, уже готовые к употреблению, следует хранить в холодильных камерах, а продукцию, имеющую специфический запах, например рыбу или специи, — отдельно от всех остальных товаров.

Складские, производственные помещения и торговые залы должны быть оснащены приборами контроля за температурой и относительной влажностью воздуха, в противном случае продукты питания могут быстро ухудшиться и испортиться. Несоблюдение правил хранения продуктов может негативно повлиять на бизнес.

Выходом из сложившейся ситуации для крупных ритейлеров стало использование продуктов с индивидуальной упаковкой: пластиковые пищевые контейнеры, пакеты, пленка и другие виды современной упаковки. Она позволяет сохранить качество продукта на долгое время и оптимизировать выкладку продукции в торговом помещении или на складе. Некоторые виды упаковки отличаются морозоустойчивостью и высокими барьерными свойствам, что обеспечивает дополнительную защиту при хранении и транспортировке пищевой продукции.

Продукты питания подвергаются биохимическим и химическим процессам, когда срок хранения их превышает предельный. Один из главных факторов, влияющих на длительность хранения, - температура, а именно чем ниже она, тем больше шансов на то, что продукты сохранят свои свойства.

Согласно Приложению к письму Главгосторгинспекции РСФСР от 21 июля 1987 года № 23-1-6/52ц, неупакованная говядина в полутушах и четвертинах может храниться до полутора лет при температуре -25 ?С и относительной влажности воздуха 95–98%. Мороженое мясо (в неупакованном виде) тушек птицы, таких как куры, индейки и цесарки, при температуре ниже 25 ?С и влажности воздуха 85–95% может храниться до 1 года.

Максимальный период хранения несоленого сладкосливочного масла в монолитах при температуре от -25 ?С до -35 ?С составляет 15 месяцев. Кроме температуры, на срок годности влияют вид масла, сезон производства и способ упаковки. Сроки хранения фасованного масла варьируются в зависимости от материала упаковки: упаковка в пергамент — 10 суток, алюминиевая кашированная фольга — 20 суток (бутербродное и с наполнителями — 15 суток), а коробочки из полимерных материалов и стаканчики — 15 суток.

Согласно СанПиН 2.3.2.1324-03, охлажденную рыбу не рекомендуется хранить при максимально низких температурах, так как максимальный период годности всего 48 часов, если не используется герметичная упаковка, а для филе или рыбы специальной разделки период сокращается до суток. Для замороженной неглазированной рыбы (температура хранения -18 ?С и ниже) период хранения с момента поступления продукции в торговую сеть не должен превышать 21 сутки, а глазированной – 28.

С учетом того, что каждый продукт имеет свой предельный срок хранения, следует учитывать, что не все овощи и фрукты могут пережить этот срок. Например, максимальный срок хранения баклажанов составляет 15 дней при температуре от 7 до 10 ?С со знаком плюс и влажности 85–95%, тогда как редька, репчатый лук, картофель, апельсины, груши и некоторые другие продукты могут оставаться свежими от нескольких месяцев до года при нейтральной температуре (около 0 ?С) и влажности 90-95%.

Продукты, подвергшиеся термической или биохимической обработке, хранятся меньше, чем замороженные. Например, копченые тушки и части тушек птиц, сардельки и сосиски, ветчина и бекон могут храниться не более 72 часов при температуре 4±2 ?С. Творог и творожные изделия также могут храниться столько же при данной температуре. Торты, пирожные и другие кулинарные изделия можно хранить не более двух суток.

Сегодня в связи с жесткой конкуренцией в ритейле стало чрезвычайно важным фактором увеличение сроков хранения. В этом контексте упаковка играет важную роль, поскольку позволяет сохранить товарный вид и вкус продуктов на длительный период времени, нивелируя вторичное воздействие микрофлоры на продукты питания.

Интересный факт: холодильник, к которому мы привыкли сегодня, начал выпускаться на промышленном уровне в 1916 году на предприятии Альфреда Меллоуса. К сожалению, компания испытывала финансовые трудности, поэтому новое изобретение смогло использовать всего 40 пользователей за два года. Однако уже в 1918 году предприятие выкупил Уильям Дюрант, назвав его Frigidaire Corporation and Wolfe's Dolelre, и вывел производителя холодильного оборудования на лидирующую позицию.

Современные технологии позволяют обрабатывать и хранить пищевые продукты с максимальной сохранностью и безопасностью. Важным этапом обработки является их упаковка в защитные пленки и контейнеры, предназначенные для продления срока хранения и защиты от внешних факторов.

Существует несколько методов обработки пищевых продуктов, одним из которых является термическая обработка. Она позволяет уничтожить вредные микроорганизмы, а также продлевает срок хранения пищевых продуктов, и сохранить их питательные свойства.

Еще один метод - консервирование. Оно заключается в обработке продуктов специальными растворами, содержащими консерванты, кислоты или соли. Такая обработка помогает предотвратить продуктовое распадание и продлевает срок хранения.

Также широко используются методы замораживания и сушки. Замораживание позволяет сохранить свежесть продукта, в то время как сушка обладает высокой эффективностью при хранении фруктов, овощей и специй.

Многие производители предлагают свои уникальные технологии обработки продуктов, позволяющие сохранить их натуральный вкус и аромат. Важно выбирать продукты, обработанные с использованием высококачественных технологий, чтобы гарантировать их полезные свойства и безопасность для здоровья.

Приготовление продукции

Приготовление продукции

Существуют два основных вида приемов обработки продуктов, относящихся к их приготовлению - это этапы приготовления и способы воздействия. Последние могут быть классифицированы как физические и химические обработки.

Физическая обработка

Физическая обработка продуктов происходит в результате изменения среды или физических свойств самого продукта. Ее можно разделить на следующие виды:

  • Механическое воздействие, которое может включать удаление костей и сухожилий (например, для мяса и рыбы), просеивание (для муки), удаление перьев (для птицы) и другие методы.
  • Термическая обработка, которая включает воздействие тепла на продукт (бланширование, варение, жарение, горячее копчение и т.д.) или холода (замораживание, охлаждение).
  • Обработка продуктов при естественной комнатной температуре, такая как вяление, холодное копчение, сушка и другие.

Химическая обработка

Химическая обработка включает методы соления, маринования, квашения, брожения и другие виды изменения продукта, применяемые с использованием различных химических реагентов в целях увеличения срока годности.

Упаковочный материал играет важную роль в сохранении качества и срока годности товаров. Он защищает продукты от внешних факторов, обеспечивает безопасность для человека и окружающей среды. Производители упаковки все больше стремятся к повышению экологических свойств материалов.

В зависимости от продукта и необходимой ему защиты, применяются различные упаковочные материалы.

Для сыпучих продуктов (например, соль, крупы) чаще всего используются бумага с полиэтиленовым покрытием, а также фольгированные или полиэтиленовые пакеты - как гибкие, так и формовые. Основная задача этой упаковки - защита продукта от влажности и света.

Для упаковки пряностей и приправ используются материалы на основе полипропилена и поливинилденхлорида либо ламинатов, содержащих алюминиевую фольгу или металлизированные полимерные слои. Она обеспечивает защиту продукта от влаги, запахов, света и окисления.

Рыбные и мясные продукты, колбасы и сыры обычно упаковываются в ламинат со слоями алюминиевой фольги или сополимера EVOH или поливинилденхлорида. Для упаковки используются термоусадочные пленки на основе полиамида с барьерным слоем сополимера EVALтм (этилен и винилацетат), а также инертной или газомодифицированной среде. Задача упаковочных материалов - защитить продукт от воздействия внешних факторов среды, в том числе и микроорганизмов.

Готовые замороженные продукты нуждаются в защите от влаги и кислорода. Упаковка таких товаров должна быть морозостойкой и термостойкой, поэтому используются картонные лотки с полимерным покрытием, контейнеры из полипропилена как под запайку, так и под крышку, лотки из кристаллического полиэтиленгликольтерефталата, пакеты из полимерных комбинированных пленок.

Молоко упаковывают в мягкие пакеты из полимеров, а также в стеклянные, ПЭТ бутылки или бумажные коробки (например, типа тетра пак). Для упаковки молочной продукции используются стаканчики из полипропилена и полистирола (для йогуртов, сметаны, мороженого), а также фольгированный и бумажный упаковочный материал (для масла, мороженого, творога). Некоторые крупные компании сегодня используют так называемые биоразлагаемые "дышащие" упаковки Bag-in-Box, созданные из биоматериалов, способных растворяться в воде и поглощать нежелательные запахи внешней среды.

Стерилизованные консервы обычно упаковываются ламинатами с барьерными свойствами, содержащими слой алюминиевой фольги (если нагрев продукта не предполагается) или сополимера EVOH (если продукты должны разогреваться в микроволновой печи). Цель упаковки - обеспечить максимальную герметичность и термостойкость.

Защита продуктов питания от повреждений, воздействия солнечного света, кислорода и влажной атмосферы возможна благодаря нескольким технологиям пакования.

Самой распространенной является вакуумная упаковка, которая надежно сохраняет вкусовые качества и товарный вид продуктов, а также препятствует размножению микроорганизмов.

Асептическая упаковка позволяет снизить количество микробиологических осквернений продуктов, благодаря их предварительной термической обработке и упаковке в стерилизованную упаковку.

Использование газомодифицированной упаковки также увеличивает срок хранения продуктов. Эта технология позволяет сохранить качество продуктов благодаря правильно подобранной смеси газов, которые сохраняют микрофлору продуктов и дополнительно увеличивают их срок годности.

Однако, несмотря на правильно подобранную упаковку и технологию пакования, необходимо помнить, что для сохранения качества продуктов необходимо соблюдать правильные световые и температурные режимы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *