Аутстаффинг и аутсорсинг персонала – возможность оптимизации рабочего процесса
Кадровые ресурсы – это один из самых ценных ресурсов в любой компании. Но, набор и формирование постоянного штата сотрудников является очень сложным и затратным процессом. Для сокращения временных и финансовых затрат существуют методы аутстаффинга и аутсорсинга персонала, которые позволяют сформировать необходимый штат сотрудников без дополнительных затрат.
Передача функций кадрового делопроизводства другой компании – это аутсорсинг персонала. В Западных странах подобный вид деятельности давно сформировался, в России же он является относительно новым явлением в кадровой политике.
Слово "аутсорсинг" происходит от английского термина "out sourcing", что можно перевести, как "внешний источник". Организация передает компании-подрядчику функции, связанные с поиском и наймом персонала на временной или постоянной основе. Такое сотрудничество может быть как краткосрочным, так и длительным.
Когда вынуждены обходиться без сотрудника
Не редко компании прибегают к услугам аутсорсинга персонала, когда требуется найти команду для работы над краткосрочным или одноразовым проектом, для осуществления сезонной работы или когда увеличение числа штатных сотрудников не является необходимостью или желательным. Если необходимо заменить сотрудника, ушедшего в долгосрочный отпуск или находящегося на больничном, прибегают к аутсорсингу временного персонала. В первую очередь, услуги аутсорсинга персонала используются для передачи функций по подбору и найму персонала на долгосрочной основе. К таким компаниям, заинтересованным в данной услуге, относятся заводы, супермаркеты, торговые центры, рестораны, отели, склады и другие предприятия.
Кадровый потенциал аутсорсинга
На сегодняшний день компании готовы передать на аутсорсинг практически любые виды работ. Перевод на сторонних исполнителей чаще всего происходит в случае, когда нуждаются в:
- специалистах в юриспруденции и бухгалтерии;
- профессионалах в области IT;
- курьерах, грузчиках, кладовщиках и водителях;
- работниках сферы клининга;
- секретарях и менеджерах;
- кадровиков;
- переводчиках;
- рабочих (слесарей и сантехников, например).
Аутсорсинг персонала является выгодным и удобным сервисом, который завоевывает все большую популярность в США. В этой стране ведение бизнеса является настоящим искусством, и аутсорсинг помогает компаниям сосредоточиться на выполнении действительно важных задач, не отвлекаясь на второстепенные функции фирмы.
Обращаясь к аутсорсинговой фирме, компания избавляется от необходимости искать, набирать и обучать сотрудников. Кроме того, заказчик не нужно контролировать и следить за качеством их работы – все это берет на себя аутсорсер. Заказчик только обозначает задачу, и остальное его не касается.
Еще одним преимуществом аутсорсинга персонала является экономия денег. Поскольку аутсорсинговая фирма предоставляет временных работников, компания-заказчик не обязана выплачивать им отпускные и премии, обеспечивать соцпакет и предоставлять все те привилегии, которыми обладают штатные сотрудники. Все ответственности по отношению к этим работникам лежат на аутсорсере, и компания-заказчик не несет никакой ответственности. Таким образом, аутсорсинг персонала сберегает время и деньги, стимулируя развитие бизнеса.
Кадровый аутсорсинг: ценообразование
Цена на услуги по кадровому аутсорсингу может быть различной и зависит от ряда факторов. Она формируется на основе специализации и квалификации персонала, а также от длительности временного найма, продолжительности рабочего дня и необходимого количества сотрудников. Бывают случаи, когда стоимость услуг зависит от гражданства и внешности.
Если говорить о конкретных цифрах, то в среднем высококвалифицированный сотрудник, нанятый на временную работу, может обойтись в 1000-2500 рублей в день, или 150-250 рублей в час. Точная цена услуг по кадровому аутсорсингу может быть рассчитана только после консультации с представителями аутсорсинговой компании.
Аутстаффинг - практика, которую многие ошибочно принимают за аутсорсинг персонала. Но на самом деле, между этими понятиями имеется существенное различие. Аутстаффинг представляет собой процесс удаления работников из штата компании. Несмотря на то, что эти сотрудники не включены в число официальных работников компании, они продолжают работать на своих должностях, получая зарплату, назначенную руководством. Компания-провайдер, которая трудоустроила этих работников, взимает плату за предоставление услуг по ведению кадрового и бухгалтерского учета, а также за уплату налогов. При этом все работы выполняются под строгим контролем штатных менеджеров.
Аутстаффинг - это метод, который является выгодным с точки зрения его перспективности. Это легальный способ уменьшения налогов, а также сокращения объема функций администрации и бухгалтерии. Кроме того, все вопросы и споры, связанные с трудоустройством, решаются компанией-аутстаффером.
Организациям, использующим упрощенную систему налогообложения и имеющим ограниченное количество штатных сотрудников, аутстаффинг также становится очень удобным. Согласно законодательству, такие компании не могут иметь в своем штате более 100 человек. Однако им нет необходимости ограничиваться в количестве работников-аутстафферов. Благодаря выводу сотрудников за штат, такие компании могут получать все преимущества упрощенной системы налогообложения, даже если фактическое количество работников превышает установленный лимит.
Затраты
Стоимость аутстаффинга, также как и стоимость аутсорсинга, всегда рассчитывается индивидуально и может изменяться в широком диапазоне, в зависимости от количества и квалификации сотрудников. Однако, цена на одного сотрудника обычно не превышает 3000 рублей в месяц.
Юридические особенности договора аутстаффинга
С точки зрения гражданского права, договор аутстаффинга регулируется положениями главы 39 Гражданского кодекса РФ, которая касается возмездного оказания услуг. Такой договор является соглашением между компанией-провайдером и заказчиком, где провайдер обязуется оказать услуги по предоставлению работников. Договор должен содержать перечень услуг, которые будут оказаны силами работников провайдера.
Стоит учесть, что провайдер заключает трудовой договор с работником, в котором выступает как его работодатель. В свою очередь, работник обязан выполнять трудовую функцию за своего работодателя у другого хозяйствующего субъекта – заказчика. Таким образом, работник получает возможность работать у заказчика, хотя на законном основании нанимателем является провайдер.
В случае с аутсорсингом между заказчиком и исполнителем заключается договор подряда. Для подтверждения исполнения договора о предоставлении персонала провайдер и заказчик заключают периодические акты, которые отражают факт предоставления работников и отработанное ими время за отчетный период. Стоит отметить, что между заказчиком и работником никаких документов не оформляется, так как фактически работодателем является провайдер.
Фото: freepik.com