Особым детям нужна особая забота
Сегодня мы продолжаем рассказ об учреждениях, реализующих Комплекс мер Волгоградской области по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей.
Сегодня мы продолжаем рассказ об учреждениях, реализующих Комплекс мер Волгоградской области по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей. Одно из них – ГБУ Волгоградский ППМС-центр, являющийся ресурсным центром по ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ОВЗ и детей группы риска.
В целях оказания психологической, педагогической, социальной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска, а также их семьям в регионе реализуется Комплексная программа по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей «Академия Мэри Поппинс», название которой говорит само за себя. Необходимую помощь уже получили 253 семьи, проживающие в Волгоградской области.
Вопрос. Есть родители, которые считают, что в раннем возрасте не стоит обращать внимание на то, что ребёнок не овладел положенными для его возраста навыками и что «ребёнок сам перерастёт» свои проблемы. Насколько верна такая позиция?
— Это неверное мнение, — отвечает Наталья Александровна Судакова, директор ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — В раннем возрасте необходимо проверять у ребёнка наличие важных навыков каждые 2-3 месяца. И если ребёнок не овладел положенными для его возраста навыками, то родители, обратившись в детскую поликлинику и службу ранней помощи, узнают от специалистов, с чем связано отставание в развитии навыков – просто с индивидуальным темпом развития ребёнка или с нарушением развития, с каким-то заболеванием.
Среди детей в возрасте от рождения до трех лет выделяется так называемая группа риска. Это дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением своего ребенка.
Специалисты, оказывающие раннюю помощь, никогда не ставят перед ребёнком академические задачи, они прежде всего помогают ему быть наблюдательным, проявлять интерес к окружающему миру, функционировать в этом мире, пользоваться органами чувств, общаться.
Уважаемые родители! Если Вы тревожитесь, потому что Вам кажется, что с ребёнком что-то не так, обратитесь в ППМС-центр по телефонам: 44-89-65, 44-00-40, 66-02-79. Специалисты проконсультируют Вас по поводу проблем в развитии Вашего ребёнка, если они имеются, дадут рекомендации по воспитанию и обучению ребёнка.
Информацию о специалистах, услугах, оборудовании Вы также можете получить на сайте ppms.ucoz.ru; в инстаграмме ppms_vlg.
Вопрос. Какую помощь ППМС-центр может оказать родителям, обеспокоенным развитием своих детей раннего возраста, или детей, в развитии которых выявлены нарушения?
ППМС-центр оказывает следующие виды помощи: консультации специалистов, сопровождение ребёнка и семьи согласно индивидуальной программе, групповые занятия.
В группу кратковременного пребывания компенсирующей направленности можно определить ребёнка в возрасте старше 1,5 лет. Находясь в группе в течение 4 часов в первую половину дня, дети получают помощь необходимых для них специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, логопеда).
Родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и/или детей групп риска в возрасте от рождения до 7 лет, могут заключить с нашим учреждением договор о сопровождении семьи, на основании которого специалистом совместно с родителем будет разработана индивидуальная программа, предусматривающая оказание системной психологической помощи всей семье ребёнка, способствующая созданию гармоничной атмосферы в семье.
Новым видом поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и/или детей групп риска, в том числе с расстройствами аутистического спектра, являются беби-группы, которые посещают родители с детьми. Родители не только присутствуют на занятиях, но и участвуют в них: ведь то, что делает мама и как она это делает, важнее для малыша, чем то, что делает ведущий. Число пар родитель-ребёнок в группе не превышает пяти. Учреждение оснащено современным оборудованием (интерактивный пол, бизиборд, сенсорный стол, сенсорный куб и другие виды интерактивного оборудования), занятия способствуют развитию познавательной сферы детей, улучшению их поведения в естественных жизненных ситуациях, эмоционально-личностному развитию, позитивным взаимоотношениям с родителями.
Уважаемые родители, Вы можете встретиться с педагогом-психологом и другими специалистами не только на территории ППМС-центра, но и в детской поликлинике, куда Вы периодически приходите со своим малышом. Консультационные пункты в детских поликлиниках действуют с 1 сентября 2019 года, как правило, по четвергам, с 14.00 до 16.00. Специалисты ППМС-центра могут проконсультировать Вас по вопросам развития Вашего малыша, оказать психолого-педагогическую помощь по воспитанию и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми в семье и за ее пределами; определить общий уровень его психического развития, объяснить, куда обратиться, если у ребёнка проблемы с познавательной деятельностью.
Подобные учреждения есть и на территории Волгоградской области: для того, чтобы семьи могли получить помощь в отдалённых муниципальных районах Волгоградской области, были созданы филиалы в городе Михайловка и р.п. Рудня.
«Работа такого учреждения в нашем городе бесконечно нужна и важна для родителей и детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, — говорит Мария Николаевна Крюкова, руководитель Михайловского обособленного подразделения ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — В первую очередь, это территориальная доступность и наличие в учреждении компетентных специалистов, способных оказать эффективную помощь детям с ОВЗ на ранних этапах их жизни, а также их родителям, за счет специально организованного обучения и оказания им систематической консультативно-методической помощи.
Предназначение нашего подразделения состоит в том, чтобы дать семье психологическую поддержку для принятия ребенка в семью вместе с его особенностями, затем обучить родителей методам помощи своему ребенку, а также подготовить общество к принятию ребенка с особенностями развития.
Хочу рассказать о буднях одной семьи, проживающей в Михайловском районе, и специалистах, которые этой семье помогают. Алексей Юрьевич Б. воспитывает ребёнка-инвалида Матвея Б. Помогает Алексею Юрьевичу его бабушка Галина Ивановна. На момент поступления в МОП мальчику было 3 года 9 месяцев. Специалисты Центра познакомились с Матвеем, провели ряд диагностик и выявили, что у ребёнка слабо развиты социально-бытовые навыки, соответствующие его возрасту, очень маленький словарный запас, заметное отставание в развитии.
Матвей начал посещать занятия специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и социального педагога, которые
проводили с ребёнком упражнения на развитие речи, всех видов мышления, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков, игровой деятельности. С целью закрепления пройденного материала семье Матвея давались домашние задания: например, упражнения по развитию социально-бытовых навыков, рекомендации по итогам занятий. Надо отдать должное папе Матвея: он посещал собрания и мероприятия учреждения, принимал участие в изготовлении пособий для ребёнка и проводил с ним развивающие упражнения дома.
На сегодняшний день отмечается положительная динамика в развитии Матвея: развиваются его бытовые и гигиенические навыки, увеличивается словарный запас. Матвей научился общаться с детьми, недавно начал посещать детский сад, но занятия с мальчиком в обособленном подразделении продолжаются. Алексей Юрьевич понимает, насколько необходимы и важны те знания и рекомендации, которые он и его сын могут получить именно у специалистов.
Хочу обратить ваше внимание на увеличение количества семей, обратившихся к нам за помощью. В настоящее время мы сопровождаем 67 семей.
Необходимо отметить, что благодаря Комплексу мер у наших специалистов появилась возможность повысить компетенции по оказанию эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, особенно в период от рождения до 3 лет, овладеть новыми эффективными технологиями, ориентированными как на работу с ребенком, так и с семейной системой в целом, приняв участие в стажировочных плошадках других регионов – Астраханской, Псковской, Тверской, Новосибирской областей, Санкт-Петербурга».
«Мы помогаем родителям найти ответы на актуальные для них вопросы, познавать этот мир с точки зрения их «особенных» деток, — говорит Ольга Викторовна Михайловская, руководитель Руднянского обособленного подразделения ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — Чувство беспомощности и безнадежности, раздражительность, плаксивость и навязчивые мысли уходят прочь после нескольких занятий ребёнка и его родителей в нашем учреждении. Стабилизируется эмоциональное состояние как родителя, так и ребенка. Обучающие занятия с детьми, общение с близкими родственниками, консультации, индивидуальные и групповые занятия, заседания родительского клуба, праздники, встречи со специалистами — всё это доступно у нас в районе для каждой семьи, где воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас у нас на сопровождении 32 семьи.
Вот как оценивает работу специалистов службы Иванова Юлия Александровна, воспитывающая пятилетнюю дочь, страдающую тяжелыми множественными нарушениями развития:
«Именно, мы, родители, можем первыми заметить особенности в развитии и поведении своего ребенка. Главное – не быть пассивным, не ждать, что с возрастом все пройдет.
Вот уже полгода нашу семью сопровождают специалисты Руднянского обособленного подразделения Волгоградского ППМС-центра. За это время у доченьки произошел значительный скачок в развитии, она не разговаривает, но стала более эмоциональной и общительной. Ребенок просто ликует, когда мы входим в здание! Дочка сама поднимается по лестнице на второй этаж, открывает комнату для занятий и быстрее занимает место за столом ,чтобы начать что-то делать. Моя девочка счастлива, ей интересно, и я это ощущаю.
Чуткие, добрые, светлые, душевные и с огромным терпением замечательные специалисты сопровождают каждого ребенка. Удивительно сплоченный коллектив! Спасибо им за всё!
Пусть нашим особенным деткам в этой жизни нелегко, но под грамотным руководством профессионалов (дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога) они стараются и делают маленькие шаги в своем развитии».
Вопрос. Какие ещё варианты помощи семьям предусмотрены Комплексом мер?
Комплексом мер, в том числе Комплексной программой «Академия Мэри Поппинс» предусмотрен ещё один вариант оказания помощи семьям, не имеющим возможности посетить учреждение: дистанционное консультирование, — говорит Людмила Юрьевна Косьяненко, заместитель директора ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — Это могут быть как индивидуальные консультации посредством электронной почты, так и видео-консультации, общение посредством глобальной сети Интернет по коммуникационным программам Skype, Viber и WhatsApp, чата, сайта ресурсного центра, персональных сайтов и специалистов опорных школ. Отрадно отметить, что в 15 муниципальных районах Волгоградской области действуют свои «Академии «Мэри Поппинс», созданные, согласно Комплексу мер, на базе так называемых опорных школ — учреждений образования или социальной зашиты населения. В опорной школе специалисты смогут оценить развитие и состояние ребёнка, определить причины, ведущие к отклонениям в развитии, спланировать работу с ребёнком по развитию его познавательных, социально-эмоциональных, творческих потребностей, обучить родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; рассказать, где
семье можно получить необходимую помощь, если её получение в опорной школе невозможно.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в реализации Комплекса мер принимают участие 43 организации различной ведомственной принадлежности: образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
Это образовательные организации, в том числе:
— ГБУ Волгоградский ППМС-центр (Кировский район Волгограда);
— ГКОУ «Волгоградский центр образования детей-инвалидов» (Кировский район Волгограда);
— ГКОУ «Волжская школа № 1»;
— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7» (Советский район Волгограда);
— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Созвездие» (Дзержинский район Волгограда);
— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 4» (Кировский район Волгограда);
— ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат»;
— ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
— ГКОУ «Михайловская школа-интернат»;
— ГКОУ » Волгоградская школа-интернат № 6″ (Краснооктябрьский район Волгограда);
— МБОУ средняя школа №17 городского округа-город Камышин Волгоградской области ;
— МКДОУ детский сад № 9 «Золотой ключик» города Жирновска Волгоградской области ;
-МКДОУ «Чернышковский детский сад №1 «Солнышко» Чернышковского муниципального района Волгоградской области;
— МКДОУ «Руднянский детский сад «Сказка» Руднянского муниципального района Волгоградской области;
— МБДОУ Центр развития ребенка детский сад «Тюльпан» (Иловлинский район).
Учреждения социальной защиты населения:
— ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» ( Тракторозаводский район Волгограда);
— ГКУ СО «Дзержинский центр социального обслуживания населения»;
— ГКУ СО «Кировский центр социального обслуживания населения»;
— ГКУ СО «Советский центр социального обслуживания населения»;
— ГКУ СО «Тракторозаводской центр социального обслуживания населения»;
— ГКУ СО «Урюпинский центр социального обслуживания населения»;
— ГКУ СО «Жирновский центр социального обслуживания населения»;
— ГКУ СО «Котовский центр социального обслуживания населения»;
— ГБУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда» (г. Волжский).
Учреждения здравоохранения оказывают содействие в выявлении семей, нуждающихся в помощи, и направлении их в соответствующие организации:
— ГУЗ «Детская поликлиника № 1»);
— ГУЗ «Детская поликлиника № 3»;
— ГУЗ «Детская поликлиника № 6»;
— ГУЗ «КДЦ для детей № 1»;
— ГУЗ «ДКП № 15»;
— ГУЗ «Детская поликлиника № 16»;
— ГУЗ «ДКП № 31»;
— ГБУЗ «Городская детская больница»;
— ГБУЗ «ГДП № 2»;
— ГУЗ «Жирновская ЦРБ»;
— ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ»;
— ГБУЗ ЦРБ Котовского муниципального района;
— ГБУЗ «КДГБ «Камышинская детская городская больница»;
— ГБУЗ «Михайловская городская детская больница»;
— ГБУ «ЦРБ Руднянского муниципального района»;
— ГБУЗ «Среднеахтубинская ЦРБ»;
— ГБУЗ Урюпинская ЦРБ;
— ГБУЗ «Чернышковская ЦРБ».
Наш корр.
Последние новости
Половина россиян считает, что уровень жизни в стране ухудшился
Опросы свидетельствуют о негативном восприятии экономической ситуации.
Новые законы для Волгоградской области
Губернатор подписал важные законодательные акты для улучшения жизни жителей региона.
Уникальные куклы Екатерины Борзуновой представлены в Москве
Выставка ручной работы привлекла внимание посетителей Национального центра «Россия».
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку