Стелла Вартанян: «Наши девчонки громили всех подряд»
Судья мирового уровня из Волгограда рассказала, как решалась судьба медалей на ЧМ по гандболу.
На чемпионате мира в Японии волгоградская школа гандбола была представлена не только игроками. Стелла Вартанян, директор региональной СШОР по гандболу, вошла в число технических делегатов от Международной федерации гандбола (IHF). Напомним, на прошлой неделе наши игроки помогли сборной России завоевать бронзу чемпионата мира по гандболу.
На первом месте команда Нидерландов, на втором – Испании. Финал чемпионата выдался сложным, и некоторые болельщики утверждали, что решение о назначении пенальти на последних секундах финального матча состоялось именно с подачи Стеллы Вартанян и что, мол, судьбу золотых медалей решила именно она! Правда ли это и каковы на самом деле функции технических делегатов (IHF), узнал наш коллега Анатолий Любименко.
«Мы защищаем судей, они – игроков»
– Стелла Иосифовна, что входит в функции технических делегатов?
– Мы отвечаем за документацию и за все, что происходит до, во время и после игры. Для каждой встречи формируем бригаду, которая ее обслуживает. В ее составе судьи, технические делегаты, официальный представитель и ответственный за разбор и оценку судейства. Всего девять человек.
– Некоторые болельщики утверждают, что решение о назначении пенальти на последних секундах финального матча состоялось именно с вашей подачи, что именно вы решили судьбу золотых медалей!
– Боже мой! Серьезно? (Смеется.) Решение в той ситуации судьи приняли правильное. За все действия на площадке ответственность несут именно они. Любое вмешательство технических делегатов носит исключительно рекомендательный характер. Мое участие в той ситуации выразилось в том, что я призывала команды спокойно дождаться решения арбитров.
– Испанка, нарушившая правила, похоже, сдержанно отнеслась к назначению семиметрового?
– Уже с прошлого олимпийского цикла поведение игроков и тренеров на площадке и на скамейке стало более адекватным. Потому что федерация стала строго наказывать за неспортивное поведение, в частности за демонстрацию возмущения решением судей. Цель технических делегатов в данном случае – защитить судей от психологического давления тренеров, которые должны руководить командой, а пытаются – судьями.
– А главная задача судей между тем – защита игроков?
– Я бы сказала, защита здоровья игроков. Гандбол – игра контактная, но этот контакт должен быть разрешенным. И все с этим согласны: играть нужно по правилам. Все изменения в правилах судейская комиссия IHF обсуждает вместе с тренерской комиссией.
«Боремся с провокациями»
– Что-то уже изменилось?
– Гандбол не стал мягче, но стал чище. Убрали толчки в спину, удары в лицо, хотя есть в этом плане проблема с африканскими командами. Сейчас активно боремся с провокациями. Кстати, в полуфинале против голландок судьи удалили нашу Манагарову именно за это. Раньше за провокации пальчиком грозили, теперь сначала предупреждают, потом наказывают. Что касается россиянок, особенно молодежки, юниорок, раньше судьи обожали наши команды, поскольку знали: если уж игрок упал, есть причина. Наши тренеры балетному искусству девчонок не обучали. Надо вставать и бежать защищаться. Помнится, когда я судила, был у балканских команд такой трюк: если упавший игрок бьет рукой по площадке, это сигнал для своих медиков, что ничего страшного. Просто тактический ход, чтобы ритм сбить, время потянуть. Азиатские команды тоже этим грешат.
– И что с этим делать?
– Ввели правило: если человеку оказали на площадке медпомощь, а соперника не наказали за грубую игру, три следующие атаки своей команды «пострадавший» пропускает. Работает замечательно! Лежать на площадке практически перестали.
– Много ли матчей нашей команды удалось посмотреть?
– Сборная России на ЧМ была сильнейшей. И это не только мое мнение. Скорость, мощь, тактика – все слагаемые на должном уровне. Выпала только игра с Голландией. Обидное и глупое поражение. Возможно, слишком уверены были в своих силах. Ведь громили всех подряд, и те победы не назовешь случайными. А голландки, как рабочие лошадки, каждую свою победу буквально выгрызали. Три поражения, что потерпели ранее, их подстегнули, заставили играть на пределе возможностей.
«Трефилов метался, как раненый лев»
– Что эффективнее в работе с нашей сборной – пряник или кнут, методы Трефилова или Мартина?
– Комбинацию обоих слагаемых никто не отменял. Могу сказать, что атмосфера в команде была очень хорошей. Кстати, Евгений Васильевич (Трефилов. – Прим. авт.) был на каждой игре и переживал так, что я его успокаивала, просила поберечь себя. Мы все переживали, но в игре с Голландией он вообще метался, как раненый лев. Но никак не вмешивался в работу тренерской бригады.
– Что скажете об игре волгоградок в составе сборной?
– Как бывший вратарь скажу об Ане Седойкиной. Весь турнир она отстояла здорово, а голландка Полман, накидавшая нам больше всех мячей, признана лучшим полусредним чемпионата.
Расстреливали Аню со всех позиций. Без блока, без нормального взаимодействия с защитой в воротах делать нечего. Наша защита была в полуфинале не на высоте.
– Игра Ярославы Фроловой стала для многих откровением.
– Она на чемпионате заиграла по-другому, выполнила все установки тренера. На первых соревнованиях такого высокого уровня Яся сыграла практически без замен и, на мой взгляд, великолепно.
– Почему в полуфинале после неудачного исполнения семиметрового ее отстранили от роли пенальтиста?
– Незадолго до чемпионата я летела одним самолетом с командой Франции. Ее тренер рассказал о досье на нашу сборную, где игру каждой из девчонок разобрали по косточкам. В том числе и по травмированным, которые не поехали в Японию. Была, конечно, обширная информация и по Фроловой. Но в большой игре ее мало видели. К игре с нами голландцы сведения о ней подсобрали и некоторые ее решения уже читали. Перестроиться по ходу она не смогла. Если Вяхиреву хоть и изучили вдоль и поперек, то с Фроловой отчасти им это удалось. Но я думаю, что Яся еще будет прибавлять и прибавлять. Она может быть разной, и это очень важно.
IHF Россию поддержит
– Как восприняли в гандбольном мире решение ВАДА?
– Допинг в гандболе, как и в других игровых видах спорта, – это нонсенс. В связи с санкциями против российского спорта никакого злорадства со стороны судей, игроков, тренеров не было.
Хотя все понимают, что наша команда – сильнейший конкурент, претендент на медали, выражают надежду, что сборная России по гандболу будет на Олимпиаде, и неважно в каком статусе.
Думаю, что если для этого понадобится поддержка IHF, она будет оказана в полной мере. Как это было и в Рио.
– Вернемся в Волгоград. Как обстоят дела с Домом гандбола, который запланирован в Дзержинском районе?
– Главное, есть всесторонняя поддержка властей, областного спорткомитета. Мы уже получили оборудование для нашего ФОКОТа (физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа) и весной приступим к строительству. Там будет открытый стадион с беговыми дорожками, площадками для игровых видов спорта. Уже осенью запланирована сдача комплекса в эксплуатацию. Там же, на Семи Ветрах, в следующем году будет начато строительство ФОКа для спортшколы по гандболу. Так что слухи о том, что детский гандбол у нас бедствует, далеки от истины. Есть где и кому растить новых чемпионов.
Анатолий Любименко. Фото из личного архива Стеллы Вартанян.нет
Новости СМИ2Последние новости
Волгоградская область снижает свои долги
Регион добивается значительных успехов в погашении задолженности.
Рост поголовья коров в Волгоградской области
В регионе наблюдается увеличение производства молока благодаря росту численности коров.
Рост производства молока в Волгоградской области
В регионе зафиксирован стабильный прирост поголовья коров.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований