Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
«Волгоградская правда.ру» публикует продолжение очерка о первой в Волгограде буддийской общине – Центре Алмазного Пути традиции Карма Кагью.
«Волгоградская правда.ру» публикует продолжение очерка о первой в Волгограде буддийской общине – Центре Алмазного Пути традиции Карма Кагью. Как волгоградские буддисты относятся к пошлым шуткам и романам Пелевина, обязательно ли для Просветления становиться вегетарианцем и можно ли буддистам заниматься сексом до брака? Обо всем этом они честно рассказали нашему корреспонденту.
Почему волгоградские буддисты не заводят «политические связи»?
Политики волгоградские буддисты сторонятся. В 90-е годы в центр приходили представители разных партий и кандидатов, предлагали общине деньги и помощь за определенное содействие на выборах. Но всем корректно отказывали. Сейчас уже никто и не приходит – «буддистский электорат» в Волгограде невелик, да и непонятно, как с ним работать.
Кстати, сейчас в России активно прорабатывается введение обязательного курса теологии во все светские вузы, однако буддизм в него не включен. Трудно представить, что после курса лекций представителей авраамических религий перед студентами выступит лама и скажет: «Ребята! Бога нет, души нет, есть только сознание, и мы знаем, как с ним работать!».
Но это не значит, что центр Карма Кагью закрыт от контактов с властью и не участвует в культурных и образовательных программах, говорит Александр Дудкин . Волгоградские буддисты читали лекции в госуниверситете и проводили в институте повышения квалификации курсы по «Основам буддистской культуры» в рамках ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики в школьной программе). Их семинары прошли около 200 преподавателей общеобразовательных школ. Ученые и педагоги Российской Ассоциации Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью совместно с учеными-буддологами и востоковедами издали большое количество книг, подготовили множество учебных и методических пособий, а также видеоматериалы – по заказу Российской Академии Наук.
«Если наука докажет ошибочность постулатов буддизма, буддизм должен будет измениться» –
этот тезис Далай-ламы XIV не заигрывание с интеллектуалами, говорят буддисты. На Западе физики, нейробиологи и философы в рамках своих научных исследований активно взаимодействуют с представителями различных школ Дхармы.
Аполитичность же буддистов не равна анархизму – на выборы они ходят и голосуют. Но когда спрашиваешь: «За кого?», отшучиваются – «Это вопрос интимный!».
Шутки здесь звучат постоянно, причем некоторые из них бывают в формате «Comedy Club» – почти на грани, но не грубые. Это, кстати, свойственно именно Карма Кагью, а вот монашеские школы отличаются более строгим отношением и к мирянам, и к послушникам.
Духовный учитель волгоградских буддистов Лама Оле Нидал в общении человек простой и веселый, рассказывают волгоградские буддисты. И это сказывается в целом на стиле всей школы – здесь стараются общаться без лишнего пафоса и сложных терминов.
Про Маркса, Илюмжинова и Конституцию РФ
Рассказывая о жизни своего ламы, члены центра Карго Кагью приводят примеры: кофе он предпочитает покупать за 2 евро, а не за 10. Яхты и дворца у него нет, а сбор денег проходит обычно только при продаже билетов на лекции. Причем весь доход со своих туров лама перечисляет на различные буддийские проекты в России, говорит Александр.
Людям со стороны во всё это верится с трудом. Однако, многие ламы, действительно, критикуют «общество потребления» и капитализм в целом, указывая, что технический прогресс сам по себе, без этических и нравственных ориентиров, убивает планету, сводя всё к бездумному перерасходу ресурсов ради маркетинговых показателей.
«Настоящий буддист только наполовину буддист, а на оставшуюся половину – марксист», – сказал все тот же Далай-лама.
Но в Карма Кагью стараются не привязываться к идеологическим ярлыкам и говорят: «Это не марксизм, а здравый смысл». При этом с областными и городскими властями общение у них всегда выстраивалось легко. Александр вспоминает:
– Как-то на одном из совещаний меня спросили: «Что у вас за религия такая странная, даже единой, главной священной книги нет!». Я ответил: «Почему же нет? Наша главная книга – Конституция Российской Федерации!».
Он утверждает, что буддисты стараются ничего не просить у власти и делают всё своими силами. Когда в 90-е годы делегация Российской Ассоциации буддистов Карма Кагью впервые приехала в Калмыкию на встречу с главой республики Кирсаном Илюмжиновым , он сразу же спросил: «Сколько надо денег?». И очень удивился, когда ему ответили: «Денег не надо, просто нужна организационная помощь в наших мероприятиях». «Очень редко ко мне приходят и не просят денег!» – рассмеялся Илюмжинов.
Его волгоградские буддисты называют своим другом и вспоминают, что Илюмжинов вложил сотни миллионов своих личных средств в восстановление «буддистской инфраструктуры» не только Калмыкии, но и соседних регионов. Хурулы, ступы – за советские годы было уничтожено почти всё, не осталось даже руин.
Никуда не торопятся, поэтому всё успевают
Помещение своего центра в Волгограде буддисты построили сами, без финансовой помощи государства и сторонних спонсоров – это они называют своей принципиальной позицией. Хотя признают, что в 70-х годах Лама Оле Нидал на личные средства и помощь меценатов открыл несколько центров в Европе.
Но потом от этого пути было решено отказаться, потому что у людей не было ответственности за содержание и функционирование этих помещений. Строительство зданий центров именно силами членов общины – это одна из форм практики Дхармы, говорят буддисты, способ развития истинной щедрости, без ожидания чего-либо взамен.
С 1991 года буддийский центр в Волгограде находился в Красноармейском районе, под него арендовали комнаты в школах, домах культуры, детских садах. В 1995 году волгоградские буддисты заключили договор с музеем «Старая Сарепта» и разместились уже в помещении его Калмыцкого центра. За ним следят до сих пор, хотя теперь у них есть постоянное прибежище в ЦПКиО. Здесь они своими силами завершили недостроенное здание шахматного клуба.
На фото: Лама Оле Нидал (слева) во время визита в Волгоград; строительство центра Карма Кагью в Волгограде.
Начальным этапом стройки руководил профессиональный прораб, буддист. Инженерные сети монтировали и подключали лицензированные организации, но все основные работы выполняли члены центра – всего 30-40 человек. На стройку приезжали буддисты не только из России, но из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Затянулось все это на 15 лет – только в 2009 году в центре были созданы все условия для регулярного проведения медитаций. Однако официальное открытие центра прошло еще позже – 17 апреля 2015 года, и было приурочено к выставке буддийского искусства «Ступа Совершенной победы».
В ЦПКиО открылось здание площадью 350 м² с большим залом для медитаций на 100-150 человек, кафе и подсобными помещениями. Получился такой «дом друзей» как в мультике про Чебурашку.
– Мы строили-строили, и наконец, построили! Паркет покупали с рук по объявлению, но посмотрите — он настоящий, дубовый! – говорит Ирина Таранина . – Укладывать его к нам приезжал друг из центра Карма Кагью в Германии.
Развитые горизонтальные связи между общинами – особенность этой школы, а своим главным принципом волгоградские буддисты называют меритократию: коллектив направляют в повседневных делах центра те, кто делает для него, в силу текущих условий, больше остальных. Если центру что-то нужно – просят помощи, в первую очередь, у членов общины.
Заступники за мир
Так же неспешно, как и центр, строилась буддийская ступа – первое в нашем городе каноническое сооружение, связанное с буддизмом. Это важнейший символ Просветления и зрелости Сангхи – местной буддийской общины.
– Мы шли к этому 25 лет. Даже если есть деньги для строительства ступы, возвести ее очень непросто, – пояснил Александр. – Кстати, первую в постсоветское время ступу в европейской части России также построила школа Карма Кагью. Это было в 1999 году, ступа располагается на территории буддийского центра Алмазного пути традиции Карма Кагью в Элисте. Ее освятил в 1999 году Лопён Цечу Ринпоче, один из высочайших лам тибетских традиций Другпа Кагью и Карма Кагью.
Ступа – особый вид монумента, символизирующий и в архитектурной форме воплощающий буддийские идеалы: мир, счастье, любовь и сочувствие ко всем живым существам. С древнейших времен такие сооружения строились для защиты от бед, устранения препятствий, установления гармонии и благополучия в природе и обществе. Волгоградские буддисты говорят, что Сталинграду всё это особенно необходимо.
В июле 2018 года под руководством опытного тибетского мастера ламы Джампы были построены Ступы Просветления в Краснодаре и Волгограде. В городе-герое инаугурацию провел высокий Лама Джигме Ринпоче, который руководит центром практики и изучения буддизма во Франции и является официальным представителем Его Святейшества Гьялвы Кармапы XVII Тринле Тхае Дордже – главы тибетского буддизма Карма Кагью.
На фото: по русской традиции Ламу Джигме Ринпоче встречали хлебом-солью.
Ступу Просветления в Волгограде посвятили памяти погибших во время Великой Отечественной войны, а также счастью и благополучию жителей Волгограда и Волгоградской области. В нее были заложены символы богатства, которые не представляют особой материальной ценности, но для людей, практикующих буддизм, являются сокровищами.
В «камерах» монумента находятся просветляющие тексты, мантры и буддийские реликвии. Это Ганджур (или Кангьюр – собрание 84 тысяч поучений Будды в 108 томах на тибетском языке), цаца (рельефные изображения из гипса) и другие предметы: земля из различных мест паломничества, связанных с Буддой Шакьямуни и другими великими буддийскими учителями, пряности, лекарственные травы, можжевеловая пудра, лепестки цветов, кусочки ценных и красивых тканей.
При строительстве Ступы в Волгограде буддистам помогли региональные власти и общественные организации.
– Это был тот редкий случай, когда мы все-таки обратились за помощью, – говорит Александр. – К тому же строительство буддийской ступы должно было вписываться в концепцию развития ЦПКиО, и мы соответствовали этому. Но в целом это была даже не просьба о помощи, а приглашение поучаствовать с нами в большом празднике.
О вегетарианстве, алкоголе и Пелевине
С буддийскими школами в Калмыкии и Бурятии у Карма Кагью отличные отношения, хотя медитации и практики у них разные – последователи одной традиции не приходят на «занятия» другой. Лама Оле Нидал уже 28 лет подряд каждую зиму привозит в Россию огромные делегации иностранцев, показывая им хурулы Калмыкии, дацаны Бурятии и озеро Байкал. Можно сказать, что в каком-то смысле он «работает на имидж России», потому что привозит к нам людей со всего мира, а в своих турах в других странах часто говорит: «Поезжайте и посмотрите настоящую Россию!»
На фото: Лама Оле Нидал (вверху крайний слева) во время визита в Красноярск в 2017 году.
Именно продажа билетов на лекции Ламы и средства от проведения буддийских курсов позволяют строить и поддерживать общины Карма Кагью, говорит президент волгоградского центра Ольга Осипова . По ее словам, это дает возможность отказаться от сбора обязательных пожертвований – прийти в центры Карма Кагью на занятия может любой человек и совершенно бесплатно. Хотя многие новые посетители задают вопросы вроде «Сколько стоят ваши медитации?», что буддистов очень веселит.
Предварительных «испытаний» и церемоний посвящения в традиции Карма Кагью нет. Куришь ты или нет, трезвенник ты или можешь немного выпить, веган или мясоед – буддисты этой школы не ставят строгих условий. Однако в буддийских центрах практикующие не употребляют алкоголь, даже на праздники, – это совет Ламы Оле Нидала.
– Запретов нет, потому что они лишние. Человек не должен бояться наказания, у него не должно быть страха. Каждый решает всё сам для себя, – поясняет Ольга. – Например, у нас почти все «новые люди» после практических занятий медитацией бросают курить, хотя их никто к этому не принуждал. Что касается мяса, то здесь важно действие. Буддист никогда сам не убьет живое существо и не будет их эксплуатировать ради наживы. Но если мы покупаем мясо в магазине или на рынке, то мысленно благодарим животное за то, что оно дало нам силы для жизни. И это в большинстве своем не тот случай, когда «спрос рождает предложение»: если у животных сильна карма быть убитыми, они все равно погибнут.
Буддизм ничего не запрещает, он призывает к здравому смыслу и гармонии, поясняет Александр.
– Мы работаем со своим сознанием, а оно тесно связано с телом. Значит, его надо поддерживать в хорошей форме. В теплой Индии можно ограничить потребление мяса, а в нашем климате это не всегда уместная идея. Но, разумеется, избыток мяса не полезен – и для человека, и в целом для экологии. Мы все грамотные люди и знаем, как сохранить здоровье.
Обеты у волгоградских буддистов установлены, но если у монахов их 256, у монахинь 365, то мирянам Будда дал только десять правил для тела, речи и ума. Они перекликаются с заповедями других религий: не убивай, не укради и так далее. Отличие разве что в более свободном отношении к добрачному сексу – этот обет формулируется примерно как «Не причиняй сексуального вреда». Если речь идет о совершеннолетних партнерах и все у них происходит при обоюдном согласии, к таким отношениям в буддизме относятся спокойно, поясняет Александр.
В России около 100 центров и медитационных групп Карма Кагью, а в целом по миру их около 700. В Волгограде Лама Оле Нидал не был с 2009 года, ему уже трудно объехать все общины в России. Сейчас на стенде в волгоградском центре можно увидеть распечатку электронных писем духовного учителя – в них он обычно призывает своих учеников бороться со своим эго.
За 20 лет регулярных поездок в Волгоград лекции Ламы Оле прослушали десятки тысяч человек, однако постоянно практикующих буддистов у нас около 100 человек, и это количество стабильно с 1991 года.
– Нередко люди просто переезжают из города в город, – поясняет Ольга. – Практиковать остаются немногие, гораздо больше тех, кто просто интересуется буддизмом, востоковедением, историей и приходит к нам с вопросами. Например, художникам интересны мандалы (символические изображения Вселенной и различных миров – Прим. ред.). Мотивация у всех разная.
Буддизм как большой пирог, каждый в нем может найти свой слой, говорит Александр. Но полностью «пропитать» им жизнь, сделать Дхарму своей путеводной звездой могут не все.
– Вокруг людей сейчас очень много отвлекающих факторов и развлечений, – считает Ольга. – Они предполагают максимальное погружение сознания во внешнюю, материальную среду. Этот постоянный информационный шум мешает концентрации, поэтому людей захлестывают бесполезные желания. А медитация, напротив, предполагает максимальное отстранение от всего этого. Многим очень трудно принять такой образ жизни.
– Только не надо думать, что мы отрицаем материальное благополучие. Это слишком упрощенное восприятие буддизма, – предупреждает Александр. – Мы не аскеты, у нас есть все необходимое для жизни. Но мы против привязанности к вещам и не позволяем им встать над нами. Все должно быть обосновано разумными потребностями.
Ольга отмечает, что по сравнению с 90-ми годами сейчас люди приходят в центр подготовленными – они уже сделали свой выбор и осознанно приходят изучать буддизм. В этом она видит положительную роль Интернета.
Молодые буддисты, конечно же, почитывают «русского народного буддийского писателя» Виктора Пелевина и обсуждают между собой его новые произведения. В основном – с некоторым недоумением, критически.
– Пелевин хорош для тех, кто интересуется некой абстрактной философией, а у нас все внимание сконцентрировано на практике, – поясняет Елена Ситникова , в прошлом – журналист волгоградской газеты «МиГ».
Состав волгоградской общины буддистов очень разный. Самая крупная профессиональная группа – педагоги, их здесь более 10 человек. Остальные – представители совершенно различных социальных слоев и профессий: медработники, менеджеры, психологи, музыканты, рабочие.
– В 90-х годах большинство нашей общины составляла интеллигенция и люди с высшим образованием, но сейчас главный признак – внутренняя зрелость и избыток внутренней радости, которой человек хочет поделиться с другими, – говорит Александр.
Традиции проповедничества ни в школе Карма Кагью, ни в буддизме в целом нет. Считается, что человек должен сам выбрать свой путь и прийти к познанию Дхармы.
– У нас нет «религиозного маркетинга», мы не ходим по улицам в костюмах и не спрашиваем каждого встречного «Не хотите ли поговорить о Будде?» – объясняет Александр. – Зачем нам привлекать в свой центр огромные массы людей, ведь большинство из них придет с завышенными или ложными ожиданиями?.. Собирать с них пожертвования или «членские взносы», делать на этом бизнес – это не про нас.
Отвечая на вопрос, так что же такое буддизм – религия, философия или психология, волгоградские буддисты сказали: «Это и религия, и философия, и психология». И вспомнили слова духовного главы традиции Карма Кагью Кармапы ХVII : «У каждого свой буддизм».
Первую часть нашего рассказа о становлении буддийской общины в Волгограде читайте здесь .
Александр Поляничко. Фото: архив Буддийского Центра Алмазного Пути Традиции Карма Кагью г. Волгограда.нет
Новости СМИ2Последние новости
Чудо спасения: женщина и её собака упали в люк в Ерзовке
Срочная помощь спасателей помогла избежать трагедии.
Раскрытие давней кражи с помощью генетической экспертизы
Полиция Волгоградской области раскрыла преступление, совершенное два года назад.
Озеленение улицы Маршала Рокоссовского в Волгограде
В городе продолжаются работы по благоустройству и озеленению общественных территорий.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку