О цензуре, выгорании и адекватности родителей: интервью с учителем
Профессиональный праздник сегодня отмечают педагоги всей страны. В честь Дня учителя, мы пообщались с действующим преподавателем английского языка в волгоградской Гимназии №5,
О выборе профессии
Моё решение — дань семейной традиции. С самого детства рос в школах, где работала мама — сначала это была СОШ №44, затем №50. С 1991 года это гимназия №5 — после получения диплома пришел сюда работать.
Ожиданий как таковых не было, просто плыл по течению. В университете не учат, с чем придется столкнуться на самом деле в школьной работе — отсюда высокий процент оттока молодых специалистов. Приходится жестко подстраиваться под современное образование и бюрократию. Хотя со стороны кажется, что это просто «уроки вести».
Учителя все злые, мало зарабатывают, ненавидят детей — всё это стереотипно. Когда приходишь работать в школу, начинаешь понимать, какие классные иногда рядом оказываются люди.
О радостях и сложностях работы
В работе учителя мне нравится реакция детей на что-то новое и необычное. Ты видишь, что действительно даешь людям нечто, чего они до тебя не знали. Теперь же смогут применять на практике в реальной жизни. От этого чувствуешь эмоциональный подъем.
«Стрессовое и сложное в педагогике — отсутствие оценки со стороны учеников. Это работа в оба направления — оценки ставим мы детям, и они нам, хоть и не задумываются об этом».
Если ты видишь, что какая-то тема «не заходит», настроение падает. Ты же стараешься сделать урок полезным и интересным, тратишь на это силы, время, эмоции.
С учениками вообще работать сложно. Студенты — люди взрослые. У них сформировано четкое понимание того, зачем им образование, что они получат или не получат, если не будут участвовать в уроке. Детей же нужно постоянно мотивировать и вовлекать — знаниями или харизмой, тут уж как повезет.
Насчет того, что можно улучшить вопрос непростой. Наверное, неплохо довести до ума оцифровку учебников и реализовать полноценно интерактивное образование. Тогда можно будет не зависеть от техники и ее наличия в конкретном кабинете, а воплощать в реальность любые задумки по урокам.
Приходит на ум зарплатный фонд. Размер выплат зависит от стажа, количества уроков в неделю, наличия категории или звания кандидата/доктора наук, стимулирующей выплаты, в общем, портфолио, а вот карьерный рост — не про учителей. Разве только однажды можно будет стать заведующим кафедрой или заместителем директора. Но повышается и количество бумажной работы, что ставит под сомнение выгоду от такого «карьерного лифта».
О молодых учителях
Мне кажется, сейчас вырастает, если уже не выросло, поколение тех, кому всё больше всё равно, какой будет результат. Слушают их дети или нет — неважно. Сделали уроки или сидят всё занятие в телефоне — без разницы. Это неправильно.
«Среди студентов есть такие, которые приходят на практику и мешают вести занятия — разговаривают, смотрят видео в телефонах. Странно, когда приходится делать замечание таким людям, а не ученикам».
Главные качества педагога — терпение, стрессоустойчивость (как бы банально ни звучало), богатырское здоровье. Весь учебный год ты крутишься в среде недовольных спросонья детей, на первых уроках особенно. Родители выгоняют их в школу с температурой и насморком.
Плюсом будет остро развитый навык коммуникации. Не умеешь общаться, комплексуешь перед аудиторией и не уверен в себе? Уроки вести будет очень тяжело. Дети — все равно люди и чувствуют тебя как никто. Важно быть для них тимлидером.
Об интересе в учёбе
Прививать интерес к учебе непросто — для каждого возраста важны свои фишки. Старшие классы готовятся к экзаменам и мотивированы сами. Среднее звено нужно увлекать чем-то необычным. Младшие гиперактивны и тут главное не перестараться с мотивацией — они делают даже больше, чем нужно.
Педагогический опыт в общении с сыном я не использую — не хочу воспринимать своего ребенка как ученика. Это моя плоть и кровь, так что все общение происходит как у всех — по наитию.
О режиме дня
Подъем в 6 утра, выхожу на работу в 7:30, чтобы в 7:45 быть на месте. Затем идут уроки, перемены, совещания после уроков — редко, но всегда по теме.
Отдохнуть во время каникул можно, но это не отпуск — мы просто не ведем уроки и приходим на работу чуть позже. Приводим в порядок нужные документы, проводим консультации или конкурсы, которые не зависят от учебного графика.
«Ещё как минимум раз в год нужны курсы повышения квалификации. Раз в несколько лет надо либо подтверждать категорию (первая или высшая), либо получать ее. Звучит просто, на самом же деле процесс очень непростой и путаный».
В свободное же время я осваиваю новые для себя навыки и умения, которые к школе не относятся. Это дизайн, IT, устный перевод.
Об осуждении за контент в соцсетях
Я лично с таким не сталкивался. Только новости в интернете читал. Считаю, что это грубое вторжение в личное пространство, никак иначе. Фильтровать свои записи и фотографии не собираюсь и никогда этого не делал.
«В первую очередь, я взрослый человек со своими правами, обеспеченными Конституцией. Почему профессия должна быть ограничением права на самовыражение? Если кому-то из родителей больше нечем заняться, кроме как изучением моих страниц в соцсетях — проблемы не у меня, а у этих людей».
Крайний вариант развития событий: один мой коллега-ровесник из другого ОУ завел страницу-дубликат в ВК только для общения с друзьями. Все ученики и родители пишут на его основной аккаунт, который он раз в несколько дней смотрит. Для жизни в сетях у него стабильно дублирующие страницы с «левыми» именами. Наверное, такой способ имеет право на жизнь, если руководство школы настроено серьезно к контенту своих подчиненных. Лучше всё-таки закрыть доступ и фильтровать все заявки на друзей.
Аккаунты учеников и паблики со школьными секретами
Тайна личной переписки и свобода общения должна быть у каждого вне зависимости от возраста.
«Если бы учителя могли подсматривать местное «Подслушано» и никак себя не выдавать, это было бы допустимо. Но стоит этим людям увидеть нечто негативное о себе или коллегах — сдержаться уже не получится».
Зачем нам стереотипно-негативное отношение к детям, которые в целом ведут себя нормально, а в соцсетях распускают друг перед другом перья? Это переходный возраст, нужно понимание.
О необходимости школьной формы
Идея достойна права на жизнь. Это дисциплинирует, подростки не носят вызывающую и откровенную одежду, что правильно. Школа — не подиум, а образовательная территория. Для самовыражения через стиль есть свободное время и множество других мест.
О школьных «родительских чатах»
Классного руководства у меня сейчас нет, но в родительском чате состою в классе своего сына. Родители бывают разной степени адекватности. Из-за некоторых пришлось создавать 2 беседы — одна для всего класса на любые темы, вторая — в которой классный руководитель может донести до нас какую-то срочную информацию.
О плюсах, минусах и выгорании
Плюсы работы учителем — море позитива от детей. Если повезет — работа с утра до двух часов дня. Отпуск почти два месяца летом. Из минусов — вставать рано тяжело. Конфликтные ситуации также не исключение, но это беда любой работы, конкретно школа здесь не виновата.
«Проблем у работников сферы образования хватает — постоянная гонка с подготовкой к экзаменам, отслеживание успеваемости, работа с детьми, чьи родители абстрагировались и считают, что школа воспитает их чадо самостоятельно».
В школе и университете суммарно я преподаю восьмой год. Выгорание чувствую по всем фронтам, даже ходил на тренинг по его определению и предотвращению. По своей инициативе, никому не говорил.
Об ученической благодарности и подарках
Лучшая благодарность — иногда вспоминать про своих учителей после того, как закончили школу. Мы не одинокие люди и не ждём этого общения, но это действительно приятно.
Лучше всего дарить... Наверное, цветы и ручки. Последние в работе — расходник и всегда будут к месту. Смотрите, что ни праздник - время конфет, кофе и чая. Тоже что-то нужное, но далёкое от оригинальности. Так и какие варианты? Тут не разбежишься с выбором, да и все подряд дарить нельзя, мало ли что. У нас даже отдельные курсы по антикоррупции были.
Не понимаю людей, которые оценивают качество подарков и ждут чего-то конкретного от учеников. Чего не дарить точно — деньги, алкоголь, или что-то, что поставит учителя в положение должника.
О школьниках — выпускниках
Дети меняются каждый год. Сегодня это умные и понимающие свои цели в жизни ребята. Смотришь на них и думаешь, что 11-й класс зря вводили — им уже нужно быть в университете, а не на уроках в школе.
Выпускать их всегда трудно и тяжело морально. Так или иначе, к кому-то привязываешься. Не ко всем, но ко многим — это точно.
Анастасия Сметанникова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский.нет
Новости СМИ2Последние новости
Декада приёмов граждан в Волгограде
Сенаторы и депутаты готовы помочь жителям по важным вопросам.
Компания «Кухмастер» инвестирует в новое оборудование для повышения производительности
Новые технологии помогут снизить себестоимость продукции и увеличить объемы переработки.
План развития Центрального парка культуры и отдыха Волгограда на 2025-2026 годы
Волгоградские власти изучают опыт работы крупнейших парков развлечений.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией