Как проходит обучение в «перевернутом классе»?
Образование – область бесконечного поиска и экспериментов. Меняется жизнь, должны меняться и подходы.
Образование – область бесконечного поиска и экспериментов. Меняется жизнь, должны меняться и подходы. Мы привыкли, что в школе учитель объясняет тему, а дома ребята закрепляют материал. А что если делать ровно наоборот? Подробнее о методе «перевернутого класса», который берут на вооружение все больше российских педагогов, рассказывает Ирина Баулина – сотрудник МГЛУ им. Мориса Тореза, преподающая историю, общество и политику современного Израиля на онлайн-курсе для детей «12 / 13».
Специально для прогульщиков?
Расскажите, что представляет собой обучение по принципу «перевернутого класса»?
– Обычная методика преподавания предполагает следующую последовательность: учитель дает на уроке новый материал, а дома ученики его отрабатывают, пишут упражнения, составляют таблицы, решают уравнения. Если, конечно, они все поняли или родители в состоянии им объяснить материал.
Методику «перевернутого класса» предложили учителя химии Джонатан Бердман и Аарон Сэмс в 2007 году. Они начали записывать свои лекции на видео, чтобы их могли посмотреть ученики, часто пропускавшие занятия. Это оказалось настолько удобным и эффективным, что они решили и дальше работать в этом направлении. Ученикам давались материалы в формате видео, иногда это были тексты или предлагалось смотреть новости, а на уроках проводились опыты, предлагались задания на осмысленную проработку полученных знаний.
В чем преимущества такой методики?
– Для учеников плюсами такой системы будет то, что, во‑первых, можно идти своим темпом, не оглядываясь на других, не пропуская важное, ведь видео можно поставить на паузу, пересмотреть еще раз.
Во-вторых, это дает бОльшую вовлеченность в учебный процесс. На урок теперь можно прийти с пониманием того, что было не ясно, или с вопросами по существу. То есть все обратно обычному учебному процессу. Интерактивные занятия вовлекают гораздо больше, чем слушание лекции.
В-третьих, у учащихся появляется больше времени на работу в группах, на проекты, которые на уроке проходили уже с пониманием вопроса.
В-четвертых, ученики могут получить помощь и помогать друг другу, что, как известно, очень хороший способ обучения, ведь, объясняя другому, ты сам лучше понимаешь материал.
Для учителей появилась возможность вовлечь большую часть класса в работу, а не только подготовленных и готовых отвечать учеников. Кроме того, в «перевернутом классе» учителя имеют больше возможностей уделить внимание тем, кто действительно нуждается в помощи. Педагог становится ближе, имея возможность вести индивидуальную работу (оказывая помощь) или выстраивая работу в небольших группах.
Это альтернатива классическому образованию или один из методов, когда можно осваивать тот или иной предмет дистанционно, а остальные – в школе?
– Преподавание в XXI веке сильно изменилось. Само понятие «классического образования» уже не столь очевидно. Цифровизация учебного процесса очень прочно входит в школьную повседневность. Чуть ли не с первого класса ученики садятся за компьютер. Учебные стандарты и, что уж там говорить, привлекательность гаджетов требуют новых подходов. Но это не значит, что надо все переключить в схему «перевернутого класса». Это инструмент. В том числе инструмент мотивации. Сейчас много спорят о необходимости или недопустимости использования смартфонов учениками. Но если посмотреть на то, что говорят учителя, то вы сможете увидеть и комментарии вроде: «А я предлагаю использовать смартфон для учебы».
Ведь есть вещи, которые лучше не рассказывать, а показать: опыт, фильм, и не обязательно именно учебный, можно художественный, но затрагивающий какие‑то проблемы, которые волнуют и которые требуют обсуждения с учениками.
Или возьмем дополнительное образование. Мы на нашем онлайн-проекте «12 / 13» практически используем эту методику – проводим вебинары и видеоуроки. И это очень удобно, ведь наши участники – из разных городов и регионов России, от Владивостока до Волгограда и Калининграда. Их объединяет интерес к еврейской истории и культуре, а других может объединять интерес к физике или геологии. При этом есть достаточно много открытых бесплатных проектов, которые предлагают видеоуроки или вебинары – любой учитель может это использовать, чтобы не перегружать свой учебный план и одновременно давать ученикам возможность расширять свои горизонты.
Дополнительная мотивация
На ребят какого возраста рассчитан такой подход?
– Это подходит для учеников средней школы, начиная с 7‑го класса. У нас есть ученики 10 и 11, 12 и 13 лет, и они отлично ориентируются, задают вопросы. Просто в большинстве своем в этом возрасте, как мне кажется, сложнее переключиться с «игры», которую предлагают в начальной школе по «классической методике», на действительно самостоятельную работу. И здесь им нужна помощь, поддержка родителей, учителей.
В ходе общения напрямую можно задать уточняющие вопросы, если чего‑то не понимаешь. А как задать вопрос, если ты просматриваешь вебинар?
– В случае вебинара есть возможность задать вопрос по ходу занятия в специальном поле, вебинарная платформа это позволяет. Когда мы пользуемся форматом видеоурока на лекциях курса «12 / 13», то мы предлагаем присылать преподавателю свои вопросы прямо во время урока. Для того чтобы коммуникация была проще, мы чередуем видеоуроки и вебинары. Это несколько разные форматы обучения, как лекция и семинар, но ребятам полезно овладеть разными форматами.
Не кажется ли вам, что образование онлайн доступно только тем ребятам, которые исполнительны и очень организованны? Многие ведь и домашнее задание делают через раз. Если ты не пройдешь тему – что будешь делать на выездной школе?
– Проблема самоорганизации – она глобальна, особенно если говорить о нашем целевом возрасте (11‑14 лет). Частично эту проблему решают с помощью групповых заданий, ведь если ты не выполнил свою часть – ты подвел всех. С выездными школами: во‑первых, чтобы попасть на них, надо набрать необходимое количество баллов, а для этого надо участвовать в вебинарах, задавать хорошие вопросы, проходить тесты, делать свой проект.
Кроме того, это как раз дополнительная мотивация – поездка в выездной лагерь и знакомство с новыми ребятами. Кроме тяги к знаниям (да, есть такие уникальные подростки, которые осознанно тянутся к знаниям), у детей есть желание выйти в большой мир, показать себя, увидеть и узнать что‑то за пределами своего двора и школы. Они обзаводятся друзьями, которым интересны те же проблемы, что и им. А что это будут за темы – национальные традиции, испанский язык или биология – это вопрос уже другой. Главное, что они становятся частью сообщества, «как взрослые» ездят в летние школы, на сборы. На моих глазах довольно «средненькие», по словам их педагогов, тихие ребята раскрывались, показывали скрытые качества и таланты именно в таких выездных лагерях, в новой обстановке и с новыми людьми.
Главное – не зацикливаться
Можно ли и нужно ли все образование перевести на такие рельсы?
– Сейчас много говорят про цифровизацию. Про то, что скоро учитель станет только ментором или тьютером и мы откажемся от всего, что мы понимаем под «классическим образованием». Но лично я вижу в учительских задачах нечто большее, чем передача информации и инструкций по типу: «о,кей гугл, когда была столетняя война?».
Какие еще методики представляются вам наиболее перспективными?
– Мне кажется, что самое главное, это не зацикливаться на чем‑то одном. Я помню, меня учитель истории в свое время научил писать конспекты. Это помогло мне вычленять главное из устной речи, на уроках литературы мы много писали планов – это помогает в работе с текстами. Я много работала в неформальном образовании и полюбила уроки-полемики или дебаты, где мы обсуждаем неоднозначные вопросы (например, по текстам, прочтенным дома). Это как с преподаванием языка: будешь только зубрить тексты, вряд ли продвинешься в разговорном жанре, а будешь только смотреть кино, запустишь грамматику.
Юлия Казанджан. © Фото Сергей Каширский.
Последние новости
Декада приёмов граждан в Волгограде
Сенаторы и депутаты готовы помочь жителям по важным вопросам.
Компания «Кухмастер» инвестирует в новое оборудование для повышения производительности
Новые технологии помогут снизить себестоимость продукции и увеличить объемы переработки.
План развития Центрального парка культуры и отдыха Волгограда на 2025-2026 годы
Волгоградские власти изучают опыт работы крупнейших парков развлечений.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований