В Волгоградской области Сабантуй объединил тысячи людей
Показательные выступления казачьего конноспортивного клуба «Застава» из Красноармейского района, состязания юных каратистов из Светлоярского, блюда национальной кухни, оригинальные сувениры, песни,
Чак-чак для всех
Сабантуй – праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие праздники существуют у многих народов Поволжья, поэтому его идея и суть близки и понятны всем, собравшимся сегодня в Малых Чапурниках. Вкусить, в буквальном смысле, прелесть торжества, которое проводилось уже в 31-й раз, можно было уже на входе – всех пришедших встречали татарским национальным блюдом – огромным чак-чаком. Отведав лакомства, гости расходились по многочисленным площадкам, где каждый мог найти себе развлечение по душе. Больше всего притягивала сцена, на которой выступали вокальные и хореографические ансамбли. Однако это был праздник не только татарской песни и танца. Народный самодеятельный ансамбль «Кармен» из Октябрьского района, например, показал зажигательный цыганский танец.
- Здесь все интересно, - поделился Александр Зипунников, впервые попавший на Сабантуй. – Вот первый раз услышали слово «кереш» — это вид национальной борьбы. Что ж, посмотрим на местынх силачей и послушаем выступления других ансамблей.
Самодеятельные артисты из Ольховского, Городищенского, Быковского и других районов непрерывно сменяли друг друга. Песни и танцы народов России неизменно срывали овации. Скидка на любительский статус не требовалась, к Сабантую готовились долго и основательно.
А что же хозяева праздника? Всю зиму молодежь его ждала, чтобы показать свои таланты. «Кызлар» (девушки по-татарски) вышивали наряды для будущих победителей. Самым почетным подарком считается вышитое национальным узором полотенце, которое имеет символический смысл. Его вешают в центре поля на шест и дарят по окончании праздника новоявленному батыру – победителю соревнований. Он уносит его вместе с шестом, сделав круг почета.
Беречь традиции
Настоящим богатством района являются его люди, так принято считать на этой земле. А это - пламенные патриоты и самоотверженные труженики, бережно хранящие наследие отцов.
Луиза Гаджимурадова с волнением наблюдала за происходящим на сцене. В далекие 50-е годы прошлого века ее бабушка была в числе тех, кто возрождал этот праздник. Люди искренне хотели поскорее вернуться к обычной жизни с ее радостями, поэтому всем селом готовились к этому дню. А уже в начале двухтысячных сама Луиза пять лет подряд была ведущей Сабантуя на светлоярской земле.
- Замечательно, что дети перенимают наши традиции, - подчеркнула Луиза Гаджимуралова, — вот и сейчас на сцене выпускники нашей малочапурниковской школы.
– В нашей семье всегда отмечали этот праздник, – говорит Нурлиян Суюнова из села Маляевка Ленинского района. - Поэтому хочу, чтобы и внучки, и внуки, а их у меня восьмеро, тоже знали о наших традициях.
Вместе с чак-чаком, испечённым собственноручно, Нурлиян привезла из родного села тюбетейки, религиозную литературу.
Главный в доме – самовар
Сегодня в Малых Чапурниках собрались представители многих национальностей и общественных организаций. И все они прекрасно понимали друг друга, тем более, что не раз уже встречались на подобных мероприятиях.
- На протяжении более двух десятков лет приезжаю на этот праздник, - поделился председатель правления общественной организации «Союз Волгоград – Калмыкия» Геннадий Кошелев. - Люди демонстрируют свои достижения, общаются, находят пути дальнейшего развития. Этот район для нас священен. Много веков назад здесь объединились татары и калмыки, калмыцкие и татарские поселения находятся по соседству. Кстати, в поселке Северный третий год проводится фестиваль калмыцкой культуры, и большая часть его гостей как раз соседи-татары. А сегодня здесь всех объединяет Сабантуй.
Гости праздника выстроились в очередь, чтобы хоть на время оказаться в обычном татарском доме – его смоделировали на сцене участники татарского культурно- этнографического центра «Туган як», что означает «Родной край».
- Мы хотели показать некоторые элементы нашей материальной культуры, - говорит руководитель Центра Сальфира Рябова. - Печка, бабушкины сундучки, которым по сто лет, самовар, наши вышивки… Словом, кусочек быта. Посмотрите, разве не прекрасны эти пиалы, к примеру. А вот зембель. Это такая сумка, которую мы научились плести у немецких колонистов из Сарепты. С ними мы тоже дружно жили бок о бок много лет назад и истории наших народов были тесно переплетены.
Все, что на сцене – экспонаты народного музея в Малых Чепурниках. Но это только часть накопленных раритетов, которые жители села сами принесли энтузиастам.
- Главным в татарском доме всегда был самовар, - улыбается участница праздника Сальфира. - Он объединял людей своим теплом, чаем, именно вокруг него происходило душевное общение. В Светлоярском районе много смешанных браков. Так всегда бывает, когда разные народы, в том и числе и принадлежащие к разным конфессиям, мирно уживаются. Наша семья – тоже тому подтверждение.
Анатолий Любименко. © Фото ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский.Последние новости
Новый вирус вызывает тревогу по всему миру
Специалисты предупреждают о рисках и мерах предосторожности.
Опасность угарного газа: как защитить себя и своих близких
Угарный газ может быть невидимой угрозой в вашем доме.
Суд обязал владельца лошадей компенсировать ущерб от порчи сельскохозяйственных культур
Волгоградский суд постановил взыскать более 1,2 миллиона рублей с ответчика за ущерб, причиненный его животными.
Одноразовые станки: советы по выбору
Как выбрать одноразовые станки для покупки?